пятница, 11 февраля 2011 г.

Кинолекторий 17 февраля 2011 г. Начало в 16:00. Просмотр художественного фильма "Репетиция оркестра".

Год ИТАЛИИ в РОССИИ.
Ретроспектива фильмов Федерико Феллини.

Тема: "Музыкальные аллегории в фильмах Федерико Феллини".

Ведущий - Г.Я. Трояновский

Просмотр художественного фильма "Репетиция оркестра" в постановке Федерико Феллини, в ролях: Балдуин Баас, Клара Колозимо, Рональдо Бонакки, Фердинандо Виллелла, Джованни Явароне, Элизабет Лаби, Франко Явароне, Энди Миллер, Луиджи Уццо, Умберто Зуанелли, Клаудио Чиокка, производство Radiotelevisione Italiana, Daimo Cinematografica, Albatros Produktion, Италия-ФРГ, 1978 г., продолжительностью 1 час 10 минут.
Фильм снят в псевдодокументальной манере: журналист берёт интервью у музыкантов симфонического оркестра. Каждый исполнитель рассказывает о себе и своём музыкальном инструменте с особой любовью, что позже по фильму выливается контрастом с поведением некоторых исполнителей, наиболее низко стоящих во внутренней иерархии, существующей во внутреннем мире оркестра. Иерархии, где выше стоит тот, кто лучше понимает музыку. Скажем, скрипки стоят почти на самой высшей ступени, их суждения красивее, оригинальнее, обширнее, скрипачи расширяют свои суждения о музыке и о своём инструменте до философского спора и спорят между собой, тогда как, к примеру барабанщики или трубачи выступают "единым фронтом". Дирижёр там - почти бог, он король, деспот. Даже интервью у него в его комнате берётся особо, с подчёркнутым почтением и вниманием к его персоне. Ибо его понимание музыки лежит в высшей сфере - он переживает трагедию упадка классической музыки в современном мире. Выше всех стоят Арфа, Гобой, Бас-труба и пара виолончелистов и скрипачей. Эти люди не бунтуют, а пассивно наблюдают, оглушённые рёвом разъярённых музыкантов, которые стали изображать современных людей с их тотальным нигилизмом. Особого внимания заслуживает маленький старичок - старый музыкант, который появляется в самом начале, беспрекословно, как старый раб слушает дирижёра ( что контрастирует с неповиновением и детским своеволием большинства музыкантов ) и служит как бы сказочным провожатым оператору в те моменты, когда кино надевает маску псевдодокументалистики.

Конфликт между дирижёром и профсоюзом музыкантов, мешающим дирижёру творить музыку как следует - аллегория разложения современного общества, которое, желая всё большей и большей индивидуальной свободы не понимает, что это может привести к беде. Этот конфликт и перерастает в дальнейшем в полнейший сюрреализм, в котором забывается сама мысль о псевдодокументалисткике. И так уже к тому времени жанр фильма менялся несколько раз и псевдодокументалистика - лишь первый слой, инструмент, помогающий раскрыться сути этого произведения, которое язык не поворачивается назвать просто фильм. Это Кино.

Начинается репетиция, в ходе которой развивается конфликт между дирижёром и музыкантами. Время от времени в зависимости от возникновения негативных эмоций людей раздаются глухие удары, от которых сотрясаются стены здания. Все это замечают, но стараются не обращать внимания. Во время перерыва дирижёр даёт интервью, которое обрывается, когда гаснет свет. Дирижёр отправляется продолжить репетицию и видит, что оркестр развёл хаос в помещении, устроил антидирижёрскую революцию. Часть музыкантов ставят вместо дирижёра метроном, другая часть сбрасывает его, желая не подчиняться никому, кое-кто удивлённо смотрит на происходящее, кое-кто занимается любовью под роялем, кое-кто безучастно слушает трансляцию футбольного матча по радио, а блаженная арфистка даёт интервью. В помещении постоянно падает штукатурка, но на неё как и в первой половине репетиции стараются не обращать внимания. В итоге в стенах появляются трещины и влетает чугунный шар для сноса зданий. Обломки стены убивают арфистку (скорее всего, не ясно, что с ней) и её выносят из здания. Все в замешательстве, чем пользуется дирижёр. Предлагает продолжить репетицию. После довольно удачного отрывка музыкального произведения, дирижёр опять начинает возмущённую речь о нынешней игре музыкантов, только на этот раз музыканты его слушаются, а язык дирижёра с итальянского меняется на немецкий, экран становится чёрным и возникает ощущение, что дирижёр превратился в Гитлера. Некоторые критики считают, что таким образом Феллини посмеялся над могущей возникнуть по ходу действа ( являющегося союзом кино, театра и музыки, где прославляется музыка, как благороднейшее творение человека ) мысли о том, что деспотия оправдана везде. Фильм заканчивается фразой дирижёра: «Всё начнём сначала!»


Место проведения:
конференц-зал Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева, 2 этаж, строения 1, проезд ст. метро Тургеневская, Чистые пруды, Сретенский бульвар.
Вход свободный и бесплатный.
Количество мест в зале ограничено (70 мест)
Опоздавшие в зал не допускаются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий